ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
К. Блюм, С. Стинг
* Публикуется по изданию:
Блюм К., Стинг С. Профилактика наркотической зависимости в Интернете// Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговыематериалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков:Финарт, 2002. — С. 9–20.
1. ПРОБЛЕМЫ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
При исследовании потребления наркотиков молодёжью можно констатировать, чтосуществует три различных вида отношений к нелегальным наркотикам:
- Первая группа молодёжи ведёт себя в отношении нелегальныхнаркотиков воздержанно. В настоящее время в Германии к ней можно отнести около72% молодых людей. Таким образом, эта группа является основной.
- Вторую группу образуют молодые люди, которые готовы употреблятьнелегальные наркотики. Это около 28% от всей молодёжи в Германии, из которых,однако, не все имеют признаки развития в направлении наркомании и нарушенияздоровья. Здесь в большинстве случаев потребление наркотиков имеет ограниченныйво времени жизненный период, который прекращается сам по себе и относительнобез трудностей, что связано с биографическими изменениями (женитьба, выходзамуж, начало профессиональной карьеры). Но это вовсе не означает, чтопотребление наркотиков в подобных случаях является полностью безвредным. Такоепотребление наркотиков представляет собою перманентный риск, на который частоидут осознанно и который таит в себе опасность для здоровья, нанесениясамовреда и дальнейшую опасность в отношении развития зависимости отпотребления наркотиков.
- Вследствие этих рисков из второй группы формируется третья группамолодёжи, которая из-за интенсивного потребления наркотиков втянулась в процесснаркотической зависимости с массивными нагрузками на состояние здоровья. Помногим оценкам к этой группе относятся около 10–15% всей молодёжи, потребляющейнаркотики, или около 3% всей немецкой молодёжи (BZGA, 2001).
В дискуссии о профилактике наркотической зависимости в настоящее времязвучит тезис о том, что нельзя охватить всю молодёжь одними и теми же методамиработы. Первичная профилактика в школе, направленная на один и тот жевозрастной уровень, не дифференцирована по критерию отношения учеников кпотреблению наркотиков. Прежде всего, её эффект проявляется в первой группе —«воздержанной» молодёжи. Профилактика служит усилению позиции отказа отпотребления наркотиков среди этой молодёжи благодаря комбинированию рядафакторов: лучшей информированности, возрастанию жизненной компетенции испособности к сопротивлению. Согласно научным исследованиям первичнаяпрофилактика в небольшой степени может способствовать воздержанию тех молодыхлюдей от пробы наркотиков, которые колеблются в принятии своего решения. Именнопоэтому первичная профилактика в школе, несомненно, выполняет важную задачу.Однако при её использовании в группе молодёжи, которая уже потребляетнаркотики, до сих пор не наблюдалось положительных эффектов (Petermann u. a.,1997).
Для третьей группы молодёжи — интенсивно потребляющей наркотики и имеющейсильную наркотическую зависимость, — начиная со второй половины 80-х годов 20ст. были определены мероприятия в рамках вторичной профилактики наркотическойзависимости. Они включают в себя широкую палитру — от возможности обменашприцами и организации так называемых «комнат давления или комнат здоровья» дляпотребляющих героин, до проведения просветительской работы среди потребителейнаркотиков на вечеринках, где употребляются наркотики. Естественно, что напоследнюю группу не распространяются программы, ориентированные навоздерживающуюся молодёжь, поскольку она не проявляет никакой готовностиотказаться от потребления наркотиков. Поэтому в данном случае предпринимаютсяпопытки добиться сокращения пагубного влияния наркотиков на здоровье черездостижение «малых целей», например: минимизация вреда от наркотиков и контрольпотребления наркотиков.
Для второй группы молодёжи, не представляющей собою проблематичного образцапотребителей наркотиков, но и не склонной к воздержанию, в настоящее время несуществует наиболее подходящих форм профилактики (Farke u. a., 1998). Этагруппа, охватывающая около четверти молодёжи, отвергает предложения школьнойпрофилактики наркотической зависимости. Но и в учреждениях по проведению работыс молодёжью или по оказанию помощи молодёжи не только не осуществляетсятематизация потребления ею наркотиков, но это даже становится табу. Большинствоучреждений пытаются сохранять сферу своей деятельности как свободную отнаркотиков. Они не заботятся о том, что происходит за пределами их помещений. Вто же время молодые люди не видят для себя никакой потребности в помощи;поэтому для них не являются актуальными предложения о помощи в отношениипроблемы наркотиков (например, соответствующие консультации). Таким образом,эта группа в своих экспериментах с наркотиками остаётся без внимания. Вбольшинстве случаев дело доходит до выработки собственных ритуалов в рамкахгрупп и молодёжных «тусовок» и оборачивается саморегулированием потреблениянаркотиков. Тем не менее, здесь продолжают существовать опасности становленияна путь наркотической зависимости или нанесения вреда самому себе из-зарискованного и наносящего ущерб здоровью поведения.
По нашему мнению, концепция профилактики для этой группы должна находитьсягде-то между первичной и вторичной профилактикой. С одной стороны, она должнасодействовать развитию всеобщих компетенций (компетенции деятельности,социальной и жизненной компетенции), которые могут способствовать стабильномуразвитию личности. С другой стороны, ставка должна быть сделана на силысаморегуляции, связанные с групповым развитием, содействующие достижениюпрофилактических целей. То есть, необходимо изначально серьёзно воспринятьфактор интереса к наркотикам, иначе ориентировка на воздержание от потреблениянаркотиков может привести к уходу в себя той молодёжи, на которую направляютсяданные мероприятия. Исходя из фактического потребления наркотиков, необходимостремиться к тому, чтобы информация и коммуникация по тематике наркотиков былиориентированы на развитие не в направлении негативного, а в сторону позитивногополюса. При этом, как и в случае с вторичной профилактикой, в качестве целейработы рассматривается следующее: предотвращение неправомерного поведения инесчастных случаев в результате потребления наркотиков, минимизация вреда отнаркотиков, а также контроль над потреблением наркотиков. Кроме того,профилактическая образовательная работа должна способствовать развитиюосознанного отношения к наркотическим и возбуждающим средствам (Sting, 1999).Она имеет целью соотношение индивидуальных биографических опытов сустановившимся социальным и культурным образцом потребления наркотическихсредств. Представителей данного контингента необходимо сориентировать наосмысление собственных поступков и действий соответствующих социальных групп вотношении опасного и легкомысленного поведения, а также важно способствоватьразвитию здорового отношения к своему телу.
2. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ТЕМАТИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К НАРКОТИКАМ
Поиск профилактических методов работы с молодёжью неизбежно приводит кИнтернету. Интернет, на наш взгляд, является особенно подходящим средством длякоммуникации на тему наркотиков. Рамочные условия данного средства позволяютосуществлять относительно свободный, бесцензурный поток информации, а такжепрямой и анонимный обмен мнениями. Это содействует коммуникации на проблемные итабуированные обществом темы. Хотя речь здесь идёт об относительно новомсредстве коммуникации, которым может пользоваться лишь небольшая частьнаселения. Но именно молодёжь начинает прямо на глазах всё больше использоватьвозможности Интернета (Tentler, 2001). В ситуации недоступности всемирнойпаутины в домашних условиях уже существует относительно свободный доступ кИнтернету в школах, молодёжных учреждениях, библиотеках или коммерческихинтернет-кафе. Таким образом, Интернет становится привычной частью бытабольшинства молодёжи. Об этом свидетельствует и опыт, полученный в рамкахконсультаций на тему наркотиков сотрудниками «drug scouts» в Лейпциге. В товремя, когда услугами консультаций по телефону пользуются, прежде всего,озабоченные родители, молодёжь в большинстве случаев использует возможностьполучения соответствующей консультации по e-mail.
На первом этапе мы провели исследование, предметом которого были предложениянаркотических веществ в Интернете. Нами установлено, что существует множествосайтов, посвящённых наркотикам и их потреблению. Например, поисковый сервер«Google» дал ссылку на 191 000 сайтов по теме наркотиков. Бросилось в глазанеобычно большое число владельцев таких сайтов, а также их разнонаправленность.Кроме того, содержание сайтов имеет широкую тематическую палитру: от науки иполитики до вопросов реабилитации и профилактики и далее до информации поотдельным специфическим группам наркотиков (например, сайты по кокаину илигрибам).
В этом отношении можно провести следующую классификацию подобных сайтов:
- Первая группа — сайты общественных учреждений, например, министерств,университетов и исследовательских институтов. Целью этих сайтов являетсяпредставление работы данных учреждений и содействие обмену полученнымирезультатами. Через Интернет публикуются исследовательские данные о потреблениинаркотиков.
- Вторую группу представляют сайты социальных объединений, учреждений иинициатив. Они используют своё присутствие в Интернете как с цельюпредставления своей работы и распространения информации о ней, так и спросветительскими целями. Например, здесь можно ознакомиться с информацией оботдельных веществах, а также по различным проблемам, связанных с потреблениемнаркотиков. В большинстве случаев эти сайты работают в интерактивном режиме.Это позволяет пользователю Интернета осуществлять обоюдостороннюю коммуникациюна данном сайте, например, в следующей форме: посетители сайта задают своивопросы, на которые через короткое время сотрудники могут дать ответы. Такимобразом, посетители сайта получают индивидуальную консультацию от экспертов, акроме того, они могут участвовать в дискуссиях на различную тематику в форумах(через электронную почту) или в чатах (одновременно, в виртуальномпространстве). Как правило, такие предложения сайтов имеют ссылки навозможность реального контакта: здесь указываются также адреса и телефонныеномера консультационных центров.
- Третья, самая большая, группа — это частные сайты. Здесь речь идёт о лицах,которые используют Интернет с целью распространения в свободной форме своихидей о наркотиках и о потреблении наркотиков, а также с целью их обсуждения.Часто здесь представлены такие аспекты данной тематики, которые обычно подлежаттабуированию. Так, например, обсуждаются эксперименты и опыт по потреблениюразличных веществ, освещаются философские предпосылки состояния наркотическогоопьянения и экстаза. Но есть также и сайты, владельцы которых полагают, что ониправильно осознали некоторые вещи и хотят распространить свои «открытия» спомощью Интернета. В качестве примера можно сослаться на бывших наркоманов,которые в настоящий момент через Интернет предупреждают об опасностипотребления любых наркотиков. Информации в отношении потребления наркотиков,риска и ограничения вреда от наркотиков публикуются на таких частных сайтахчастично и на различном качественном уровне. Важно подчеркнуть: для молодёжиэти сайты становятся не таким уж и незначительным источником информации,который может оказывать существенное влияние на принятие решений «за» или«против» потребления наркотиков, и в особенности, в отношении вида и условийпотребления наркотиков.
- Четвёртую группу представляют так называемые сайты «headshops», владельцыкоторых торгуют легальными и полулегальными психоактивными веществами ипринадлежностями для их потребления. Интерес владельцев таких сайтов являетсячисто коммерческим. Конечно, их деятельность никак нельзя отождествить сдеятельностью криминальных торговцев, поскольку они не продают нелегальныхнаркотиков. Их предложения охватывают, прежде всего, растительные субстанции(этноботаника). В отличие от торговцев на чёрном рынке они открыто обращают насебя внимание общественности.
3. ПРИМЕРЫ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ ПО НАРКОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ
а) «Drugscouts»
«Drugscouts» — это лейпцигский проект по наркотической тематике, деятельностькоторого направлена, прежде всего, на сферу вторичной профилактики и котораяфинансируется муниципалитетом города. В первую очередь проект «Drugscouts»предусматривает распространение конкретной информации в отношении отрицательныхи положительных эффектов вследствие потребления наркотиков, а такжераспространение информации о возникновении наркотической зависимости. Основнаямысль этого проекта заключается в девизе, согласно которому на передний планвыносится не воздержание от потребления наркотиков вообще, а ответственный,осознанный и менее рискованный подход к наркотикам. В рамках данного проектаидёт речь о формировании определённых навыков в отношении наркотиков. Последнеепреследует цель максимального снижения риска для здоровья наркоманов, а такжецель скорейшего отказа от такого рискованного поведения. Наряду с этим, врамках данного проекта предусмотрено также следующее:
- присутствие в помещениях, которые использует молодёжь всвободное время;
- наличие так называемого «drugstore», т. е. места, гдеможно получить информацию по различным вопросам, связанным с наркотиками;
- наличие в этом месте наркотелефона;
- а также функционирование подробного и насыщенного информацией сайтав Интернете.
Этот сайт разработан с ориентацией на молодёжную публику и анонимнопредлагает следующее:
- Информация о широком выборе веществ. Здесь молодёжь может найти не толькообширные и серьёзные факты результатов исследований о воздействии, химическойструктуре и рискам от определённых веществ, но и сообщения из опыта тех молодыхлюдей, которые уже потребляли данные наркотические вещества. Таким образом,молодёжь обсуждает сложные вопросы, прежде всего, сама с собою.
Пример: Молодой человек сообщает, что он после принятия «экстази» имелтакое чувство, как будто бы он дышал в ритме всех растений и животных.Поскольку это, якобы было так хорошо, то он желал бы переживать данное чувствораза четыре в год, на таком же уровне, как и рождественский праздник. - Наряду с информацией об отдельных веществах здесь есть также сведения онаркотической зависимости, о первой помощи и о правовых вопросах.
- «Проверочный тест». В рамках такого теста потребители каннабиса могутузнать в отношении себя то, как далеко они уже зашли в сторону проблематичногообразца потребления. Этот тест имеет большую популярность. Свыше 40% лиц, прошедшихтест, относятся к группе «лёгких», 30% — к группе «умеренных» и 30% — к группе«активных» потребителей каннабиса.
- Рубрика «Dr. Frühling-Team» является местом, где сотрудникам проекта«Drugscouts» можно задавать вопросы по электронной почте. На эти вопросы могутбыть получены ответы в течение нескольких дней. Эти ответы доступны всемпосетителям данного сайта. Из общего числа лиц, которые задают вопросы в этойрубрике, 36% — имеют возраст от 18 до 25 лет и 15% — от 16 до 18 лет. Это можетсвидетельствовать о том, что предложения данного сайта позитивно воспринимаютсямолодёжью. В отношении частоты задаваемых вопросов по данной тематике картинаявляется следующей: медицинские вопросы, правовые вопросы, вопросы по веществам,долгосрочный вред от потребления наркотиков, информация о «Drugscouts»,статистика, психические проблемы, safer use (безопасное потребление наркотиков)и сексуальность. В вопросах о субстанциях наибольшие квоты имеют «кристалл» и«экстази». Из всех лиц, задающих вопросы, 89% являются лицами мужского пола и11% — женского.
Подобные консультации могут проходить, к примеру, в следующей форме:
Пример: Один молодой человек описывает, что он почти ничего не чувствуетпосле потребления каннабиса в малых дозах, зато после больших доз им овладеваетстрах и паника. Поэтому он спрашивает, какие есть возможности или средства,чтобы быстро и надёжно избавиться от чувства страха. Сотрудники «Drugscouts»отвечают ему на сайте, что не стоит пытаться уменьшить страх, получаемый врезультате побочного действия одной субстанции, через другую субстанцию. Онисоветуют молодому человеку воспринять серьёзно этот страх, поскольку последнийесть сигналом тела на то, что его доза была слишком большой. Кроме того,сотрудники дают ему совет, что при передозировке потребления каннабисанеобходимо больше находиться на свежем воздухе, больше пить воды и находиться вспокойной атмосфере. - Другие рубрики посвящены политическим и научным новостям, рекомендациям покнигам и информации о самом проекте. Кроме того, здесь размещена таблица обопределении наличия психоактивных субстанций в теле, актуальные предупрежденияоб опасных последствиях, к которым может привести потребление таблеток снеопределённым составом.
- Опросы посетителей сайта способствуют размышлению и дискуссиям на различныетемы, например: «Имеют ли предупреждения на таблетках влияние на потреблениеТобой наркотиков?», или «Представь себе, что Ты живёшь в 2050 году, когда всенаркотики легализованы. Как могла бы выглядеть в таких условиях культуранаркотиков?»
Среднее время посещения всех рубрик сайта «Drugscouts» в Интернете составляетоколо 6–7 минут на посетителя, из них около 40 секунд на одной странице. Начинаяс 1998 года, когда был запущен проект, за последние три года предложениями сайтавоспользовалось уже около 15 000 посетителей. Это свидетельствует обольшой потребности молодёжи в информации и в обмене мнениями по этойтематике.
б) «Форум по наркотикам»
«Форум по наркотикам» — это личный сайт одного молодого человека. Здесьосуществляется коллективный обмен мнениями и опытом через электронную почту налюбую тему, которую предлагают пользователи данного сайта. Пользователи могутзарегистрироваться на сайте под любым выбранным ими именем и снабдить своё имялоготипом (картинкой или символом).Зарегистрированные пользователи знают друг друга по своим сообщениям и, такимобразом, организуют группы или сообщества. Но также любой другой пользовательможет передвигаться по данному сайту как «гость», без указания своего имени.Каждый, кто посещает «форум по наркотикам», может инициировать дискуссию наизбранную им самим тему или присоединиться ко множеству текущих дискуссий. В2001 году в «форуме по наркотикам» можно было насчитать до 17937 сообщений на1715 различных дискуссионных тем. Дискуссии сортируются по следующим темам:«Химия и наркотики вообще», «Всё вокруг каннабиса», «Этноботаника», «Маленькийнепринуждённый разговор», «Всё, что доставляет удовольствие», «Проблемы сфорумом», «Всё вокруг сети и компьютера».
Пример: 17 апреля 2001 года участниками сайта была открыта дискуссия на тему«Что, собственно говоря, вы все имеете против кристалла?» Кристалл — этохимический наркотик (метамфетамин), который приблизительно год назад получилширокое распространение. Уже до 19 апреля на сайте было сделано 13дискуссионных сообщений. Участники информировали как о приятных эффектах отпотребления кристалла, так и о побочных воздействиях. Тем не менее, всеучастники дискуссии отмечали факт того, что тяжело контролировать себя приупотреблении кристалла. Часть участников сообщила, что, несмотря наупотребление кристалла, благодаря необходимой самодисциплине, им удалось хорошоокончить школу и осилить образование. Напротив, другие участники дискуссиисообщали, что потеря контроля вследствие потребления кристалла — это толькодело времени. Некоторые написали, что они перестали потреблять кристалл,поскольку для них это стало слишком опасным.
Владелец сайта полагает, что он, якобы, создал этот сайт в качествеплатформы для качественного обмена мнениями на высоком уровне по теменаркотиков и их потребления. Наряду с дискуссионными страницами здесь естьстраницы в плане просветительской деятельности, например, об отдельныхнаркотических веществах, на правовые и другие вопросы, а также списки ссылок насайты по тематике наркотиков и о возможностях получения консультаций. Такимобразом, владелец этого сайта, очевидно, претендует на вторичную профилактику,указывая на риски и побуждая к достижению минимизации опасности от потреблениянаркотиков. Если проследить дискуссии на форумах, то можно прийти к выводу, чтосоответствующие темы обсуждаются на глубоком причинном уровне идифференцированно. Здесь очень редко встречаются односторонние и абсолютныевысказывания типа «Все наркотики плохие» или «Только потребители каннабисахорошие люди», и то к авторам подобных сентенций применяются сильные санкции.Напротив, здесь превалируют обдуманные высказывания, которые позволяют сделатьзаключение о том, что участники форума придерживаются определённых норм вотношении получения «кайфа», контроля и обдуманности при потреблениинаркотиков.
в) Сайт www.drugcom.de
К «Параду любви 2001 года» в Берлине, т. е. к праздничному музыкальномушествию молодёжи по центру города, Центральное федеральное управлениепросветительской работы по вопросам здравоохранения приурочило стартинтернет-проекта по профилактике наркотической зависимости, в рамках которогобыло открыто прямое и ориентированное на диалог общение с молодёжью. В егорамках в доступной для восприятия молодёжью форме передавались соответствующаяинформация о наркотиках и соответствующих консультациях, предлагалисьвозможности участвовать в чатах, а также осуществлялась презентация проектов итем из области молодёжной культуры. Помимо этого, указывались возможностиполучения экстренной помощи в случае необходимости. Целями этогоинтернет-проекта являлось: 1) привлечение молодёжи, которая заинтересована внаркотиках, к общению вне атмосферы вечеринок, 2) содействие обмену знаниями поопределённым видам наркотиков в отношении критического осмысления собственногоопыта и 3) содействие развитию личной коммуникации на тему наркотиков инаркотической зависимости (Nöcker, 2001).
Произведённая оценка данных о посещении сайта за первые семь недельпоказала, что заинтересованность посетителей была вызвана, прежде всего,информационными рубриками и предложенными тестами. С помощью тестов в формевикторин-загадок можно проверить и расширить собственные знания на различныетемы. В целом за это время было зафиксировано 18641 посещений сайта; в томчисле была достигнута цифра 60% посетителей в возрасте от 14 до 20 лет,т. е. большинство респондентов относились к необходимой целевой группе.Это говорит об относительно сильном восприятии предложений сайта и приводит квыводу, что предложения в Интернете, которые исходят не из среды молодёжнойкультуры и не из контекста, приближённого к наркокультуре, также воспринимаютсямолодёжью, проявляющей интерес к наркотикам.
4. МОДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДРЕЗДЕНСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ПРОФИЛАКТИКАНАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ»
Инициированный нами модельный проект «Профилактика наркотической зависимостив Интернете» преследовал своей целью найти подходящий путь для профилактикинаркотической зависимости молодёжи, которая потребляет наркотики и не имеетярко выраженных проблем в связи с потреблением (вторая группа в описанном вышепункте). То есть, речь шла не о группе молодёжи, которая составляет большинствои воздерживается от потребления наркотиков, и не о проблемной группе,находящейся в большой опасности наркотической зависимости. Речь шла опромежуточной группе тех, которые в своём поведении хотя и проявляют некоторуюустойчивость и осторожность, но идут на риск в направлении наркотическойзависимости. Эта группа показалась нам особенно подходящей для профилактикинаркотической зависимости.
Наш интернет-проект по профилактике наркотической зависимости был нацелен напотребность в обмене по тематике наркотиков, которая стала заметной припроведении других интернет-проектов. Таким образом, наш проект былпрофессиональным, как и «Drugscouts» или «Drugcom». Но в отличие от них здесь речьидёт не о работе экспертов с молодёжью. С учётом опыта указанныхинтернет-сайтов мы попытались активизировать молодёжь к созданию форума на темунаркотиков и их потребления. Все молодые люди, которые посещают наш сайт,привлекались к общению на виртуальном уровне. При работе в Интернете молодёжьдолжна была самостоятельно задумываться над тематикой наркотиков и своимотношением к психоактивным веществам. Цель заключалась в том, чтобы показатьмолодым людям преимущества потребления веществ, вызывающих небольшойпоследующий риск, и в дальнейшем поддержать данную культуру потреблениянаркотиков. Кроме того, благодаря дискуссиям в группе предусматривалосьсодействие становлению собственного жизненного опыта и, в особенности, опытаработы в Интернете. Наметив интересы, связанные с наркотиками, ичувствительность молодёжи в качестве исходной позиции к содержанию проекта, мынадеялись на активность молодёжи в смысле «empowerment». Но в отличие отмероприятий в рамках «форума по наркотикам» работа по наркотической тематикедолжна была осуществляться не расплывчато и как бы некультивированно, асопровождаться конкретными акциями с молодёжью. Именно в этом заключаласьспецифика исходной позиции нашего проекта.
Первая фаза тестов и процедура оценки этой фазы были проведены в первый годработы в рамках проекта. Затем была осуществлена презентация модельного проектав молодёжном центре свободного времени в Дрездене («Eastend»), а после этого —вторая оценка проекта.
Педагогическая деятельность на месте осуществлялась студентками Техническогоуниверситета Дрездена. Регулярно, раз в неделю, в молодёжном доме они проводилипедагогические мероприятия, связанные со СМИ. В результате этого была созданаинтернет-страница на тему потребления наркотиков (www.chatrausch.de), а также представленыразличные фотосерии. Для этой интернет-страницы молодые люди сделалифотовыставку «любовная история»: они продумали сюжет, представили его, сделалифотографии и адаптировали их к соответствующим требованиям Интернета. На этойинтернет-странице представлен также лексикон по наркотикам, сообщения из опытапотребления наркотиков. Через гостевую книгу был организован обмен мнениями внедома молодёжи.
В данной акции в основном принимала участие молодёжь в возрасте от 15 до 16лет, преимущественно девушки. Между ними и студентками-организаторами возниклидоверительные отношения. Во время работы за компьютером и при созданиифотографий студентки содействовали возникновению дискуссий среди молодёжи натему наркотиков. При этом можно было наблюдать, что молодые люди во времяизложения данной темы или своих опытов с потреблением наркотиков следовалиобычным и общепринятым клише: мистификация и драматизация ситуации спотреблением наркотиков. В ходе этих педагогических мероприятий, молодёжьсмогла обрести опыт как в отношении СМИ (пользование компьютером и Интернетом),так и в отношении социального поведения (процесс общения в группе). Презентациюсвоих результатов в рамках работы проекта перед молодёжью и сотрудниками домамолодёжи они смогли рассматривать как подтверждение успеха собственной работы испособ самоутверждения.
Оценка работы проекта показала, что работа с молодёжью, осуществляемая спомощью Интернета, представляет собою такую исходную позицию, которая обещаетуспешное проведение профилактики наркотической зависимости. Однако дальнейшееразвитие проекта пришлось затормозить, возникла необходимость осуществленияреструктурирования и разработки новых ориентиров для работы дома молодёжи.Однако наработки по проекту будут переданы в план нового профиля молодёжногодома. Исходя из этого, становится ясным, что успех модельных проектов попрофилактике наркотической зависимости, как и работа с молодёжью вообще, вравной степени зависят от рамочных условий; то есть от того, позволяют лиусловия работы устанавливать и развивать отношения с молодёжью, построенные напринципах доверия, толерантности, прозрачности, обязательности ивзаимодействия.
В заключение можно сделать вывод, что интернет-проекты могут бытьэффективными в образовательных процессах по проблематике наркотиков тогда,когда им удаётся связать свою деятельность с потребностями молодёжи в отношениинаркотиков, в том числе учитывать маргинальные опыты, и побудить молодёжь кобдумыванию собственного стиля жизни и общественной культуры наркотиков.Многообразные формы общения, к которым приходит молодёжь благодаря воздействиюИнтернета, распространяют и укрепляют эти профилактические процессы.Виртуальные объединения не только распространяют неформальные профилактическиезнания, но благодаря ритуализации, установлению правил и стандартов, а такжепобуждению к саморефлексии через диалог развивают групповые силы саморегуляциии самообразования.
Литература
- Bundeszentrale für gesundheitliche Aufklärung (BZGA). Die DrogenaffinitätJugendlicher in der Bundesrepublik Deutschland. — Köln, 2001.
- Farke W., Hurrelmann K., Alte-Teigeler A. Die vergessene Klientel —suchtgefährdete Jugendliche // Prävention. — 22, h. 1.
- Nöcker G. www.drugcom.de —Suchtprävention via Internet // Prävention. — 2001. — 24, h. 4.
- Petermann H., Müller H., Kersch B., Röhr M.Erwachsenwerden ohne Drogen. Ergebnisse schulischer Drogenprävention. —Weinheim/München, 1997.
- Sting S. Suchtprävention als Bildungsaufgabe // Neue Praxis. — 1999.— 29, h. 5.
- Tentler M. Subculture goes Internet // Prävention. — 2001. — 24, h. 4.