Фрагмент из книги Георгия Васильевича Зазулина и Натальи Алексеевны Фроловой «Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт», изданной совместно Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка, Международным центром антинаркотической политики Санкт-Петербургского Государственного Университета и международной организацией «Европейские Города Против Наркотиков» (ECAD). Вашему вниманию предлагается глава, посвященная китайскому опыту борьбы снаркотиками.
читать дальше
Распространение наркотиков уже стало одной изсерьезных проблем, угрожающих развитию не только отдельно взятойстраны, но и человечества в целом. Одним из крупнейших производителейнаркотиков является регион «Золотого треугольника», граничащий сЮго-Западным Китаем. В настоящее время Китай превратился из страны,страдавшей исключительно от транзитной контрабанды наркотиков, встрану, где появилось немало их потребителей. Наркотики причиняют вредкак государству, так и народу. Развертывание борьбы с ними вплоть дополного их искоренения - такова историческая задача, поставленнаякитайским правительством.
Еще при старом режиме китайская нация испыталана себе весь вред наркотиков. Так, с древности, со времен обособленныхцарств китайские мудрецы учили: человек есть то, что он употребляет.Питающиеся зерном разумны и понятливы; питающиеся травой сильны, нослабоумны; питающиеся мясом храбры, но безрассудны; питающиеся землейлишены разума и дыхания. А потребляющие опиум теряют здоровье, разум,человеческое обличье. Когда их, теряющих, десятки, сотни, тысячи, этодрама общества. Но когда миллионы, приближается распад общества, гибельнации. Китайские власти в начале XIX в. попытались активно ограничитьввоз и потребление опийных веществ. В ответ английские наркоторговцыначали обмен индийского опиума на китайский чай: их сторонниками сталавлиятельная китайская верхушка, владельцы чайных плантаций ичаеразвесочных фабрик 1.
Чиновник китайского правительства Линь Цзесюй(1785-1850), посланный императором в 1838 г. в Гуанчжоу, решительнымидействиями провел ряд мер против наркоторговли: разгромил притоны,провел конфискацию более 20 тысяч ящиков с опиумом с последующим ихистреблением, арестовал чиновников-наркоманов, организовалпоказательные казни 2.
Две опиумные войны (англо-китайская 1840-1842гг. и англо-франко-китайская 1856-1860 гг.) обессилили китайскую нациюи в стране развернулась широкая антинаркотическая кампания. В начале XXстолетия, в 1909 г. Международная комиссия по опиуму, собравшаяся вШанхае, начала объединение мирового сообщества в борьбе с наркоманией.
После образования в 1949 г. Китайской НароднойРеспублики (КНР) народное правительство стало проводить решительнуюборьбу с наркотиками: был объявлен «Циркулярный приказ о строгомзапрещении опиекурения», закрыты опиекурильни, перепаханы посевы мака,осуществлено принудительное лечение больных, произведеныантинаркотические препараты 3.В результате подрастающие поколения китайцев практически до утвержденияв конце 70-х гг. курса «реформ и открытости» оказались защищенными оттаких социальных бед, как наркомания и алкоголизм. Сегодня,столкнувшись с проблемой наркотиков в новых условиях, китайскоеправительство, руководствуясь чувством ответственности передгосударством и народом своей страны, твердо придерживается позициинепримиримой борьбы с наркотиками, предпринимая необходимые меры по ихпресечению. Народ поддерживает власть в ее бескомпромиссном отношении кнаркобизнесу, который угрожает здоровью нации и безопасностигосударства. В Белой книге по проблеме наркотиков, что оглашенаПресс-канцелярией Госсовета КНР в декабре 2001 г., отмечено: «С конца70-х гг. XX в. Китай непрерывно подвергается вторжению противозаконногомеждународного потока наркотиков, и связанная с наркотиками,обусловленная наркоторговлей преступность возродилась» 4. Пережитый исторический опыт антиопиумных войн помог Китаю сформировать адекватную наркоагрессии политику.
Антинаркотическая политика осуществляется повзаимосвязанным направлениям, представляющим комплекснуюгосударственно-общественную систему. В основу положено отстаивание решительной позиции запрета наркотиков.Обеспечить безопасность личной жизни, гарантировать существование иразвитие народа - такова задача китайского правительства, котороеразработало и проводит в жизнь ряд политических установок:
Одновременно были усилены институциональные формыдля совершенствования антинаркотической политики. В 1990 г. образуетсяГосударственная комиссия по контролю за наркотиками в составепредставителей министерств общественной безопасности и здравоохранения,таможенной службы, комитета по делам просвещения, канцелярии Госсовета,Верховного народного суда и Верховной прокуратуры, генерального штабаНародно-освободительной армии 5.В 1998 г. по решению Госсовета КНР были созданы Управление по борьбе снаркотиками при Министерстве общественной безопасности и Фонд борьбы снаркотиками для мобилизации общественных средств. Отряды Народнойвооруженной милиции Китая, органы общественной безопасности,пограничной охраны, юстиции, таможни, контроля и управлениямедикаментами, промышленно-торгового административного управления такжеберут на себя соответствующую обязанность в борьбе с наркотиками, аправительства разных ступеней включают в бюджет средства на борьбу сними. Профессиональные военные стали основным контингентом отрядовспециального антинаркотического назначения. Министр общественнойбезопасности является главой Всекитайской комиссии по контролю занаркотиками. В данном случае действует принцип - народ должен знатьчеловека, отвечающего за наркоситуацию в стране и наделенного реальнойвластью.
Важнейшим направлением антинаркотической политики КНР являются постоянное усиление законодательстваи правовое строительство в области борьбы с наркотиками. После принятияв 1979 г. Уголовного кодекса КНР в 80-х гг. Постоянным Комитетом ВСНП(Всекитайским собранием народных представителей) были принятызаконодательные акты, в которых устанавливались меры наказания запреступления, связанные с наркотиками: закон КНР «О таможне», положениеКНР «О наказаниях за действия, нарушающие общественный порядок»,постановление «О пресечении преступности, наносящей серьезный ущербэкономике», дополнительное постановление «О строгом наказанииконтрабандистов» и др.
В принятом в 1990 г. «Постановлении о борьбе снаркотиками» не только определены виды преступной наркодеятельности,меры наказания и принудительного лечения наркоманов, но и четкоустановлено, что Китай обладает прерогативой всеобщей юрисдикции надпреступлениями, связанными с контрабандой, сбытом, транспортировкой ипроизводством наркотиков. В 1997 г. в ходе пересмотра Уголовногокодекса КНР было сохранено главное содержание «Постановления о борьбе снаркотиками», внесены важные поправки и дополнения в статьи оквалификации преступления на почве наркотиков, тем самым было усиленоуголовное законодательство в области борьбы с наркотиками. Верховныйнародный суд и Верховная народная прокуратура дали соответствующееюридическое толкование пересмотренному Уголовному кодексу.
Строгое наказание преступлений на почвенаркотиков вплоть до смертной казни - такова явная особенностькитайского уголовного законодательства. В пересмотренном Уголовномкодексе КНР полностью воплощен этот принцип. Так, во-первых, квалифицированы все составы преступлений на почве наркотиков и определены 12 видов преступлений. Во-вторых,кодексом предусмотрено привлечение к уголовной ответственности любого,уличенного в контрабанде, сбыте, перевозке и производстве наркотиков,независимо от количества наркотиков. В-третьих, кодексомпредусмотрено применение к лицам, уличенным в наркобизнесе,экономических санкций, их имущество конфискуется или налагается штраф,то есть они лишаются незаконных доходов от наркобизнеса и экономическистановятся неспособными к новым преступлениям. В-четвертых,кодекс предусматривает более тяжкие меры наказания в отношении лиц,которым вменяются использование и подстрекательство несовершеннолетнихк занятию контрабандой, сбытом, перевозкой и производством наркотиков,либо которые сбывают несовершеннолетним наркотики, прибегая к уловкам,подстрекательству или обману, а также в отношениирецидивистов-наркоманов, вновь вернувшихся к преступному промыслу. В-пятых, кодекс предусматривает высшую меру наказания для особо опасных наркопреступников. Суровость наказания, его неотвратимостьявляются показателем непримиримой позиции китайского правительства. Вданном аспекте характерным видится то, что даже возникающие в рядеслучаев со стороны «Международной амнистии» и других авторитетныхправозащитных организаций протесты относительно жесткости кары -применения смертной казни «китайцы выслушивают спокойно, не собираясь вугоду репутации рисковать здоровьем нации и государственнойбезопасностью. Для властей оба эти понятия - здоровье нации ибезопасность государства - равнозначны» 6.
Строгий контроль и решительный запретнеоправданного потребления наркотических и психотропных веществпредставляют собой важное содержание законодательного строительстваКитая в области борьбы с наркотиками. Касаясь данной сферы, былиопубликованы более 30 законов, законоположений и правил. Статья 39закона КНР «О контроле за медикаментами», принятого в 1984 г.,предусматривает государственное осуществление особого порядка контроляза наркотическими и психотропными веществами. В 1987 и 1988 гг.Госсоветом КНР были опубликованы «Порядок контроля за наркотическимивеществами» и «Порядок контроля за психотропными веществами», которыечетко определяют контроль за производством, снабжением, перевозкой,потреблением, ввозом и вывозом наркотических и психотропных веществ. В1995 г. Госсовет КНР обнародовал «Порядок принудительного лечениянаркоманов», Министерство здравоохранения опубликовало «Порядокконтроля за медикаментами, предназначенными для лечения наркоманов»,которые предоставили правовую основу в борьбе с наркотиками. С цельюпресечения притока в Китай химических препаратов, из которых можноизготовить наркотики, и нанесения удара по преступлениям, связанным сих доставкой, законодательные органы и китайское правительствообнародовали ряд положений и правил, предназначенных для строгогоконтроля за такого рода химикатами. Кроме того, законодательные органывосьми провинций и двух административных районов, исходя из своихреалий, разработали местные нормативные акты в области борьбы снаркотиками. В настоящее время в целом в Китае образоваласьукомплектованная правовая система для борьбы с наркоманией инаркобизнесом, главное место в которой занимает уголовноезаконодательство, а вспомогательными частями служат административныезаконы и местные нормативные акты.
Другим направлением антинаркотической политики КНР является решительное пресечение преступной деятельности, связанной с наркотиками.Наркотики, обнаруженные до сих пор в Китае, в основном поступают из-зарубежа, в связи с этим китайские органы пограничного контроля прилагаютбольшие усилия по пресечению перевозки наркотиков через границу. В 80-егг. XX в. китайское правительство перенесло центр тяжести работы позадержанию наркотиков в Юго-Западный приграничный и Юго-Восточныйприморский районы. Были вложены огромные людские, материальные ифинансовые ресурсы, мобилизованы органы общественной безопасности,войска вооруженной милиции, таможни и группы объединенной обороны изнаселения, которые стали действовать координированно. Были сформированытри кордонные линии: первая - задержание контрабандистов нагосударственной границе; вторая - досмотр в контрольно-пропускныхпунктах; третья - проверка на важнейших коммуникациях, в аэропортах, навокзалах и в портах.
Благодаря единому планированию в разработкеопераций и слаженному взаимодействию на условиях разделения функций встране сложилась обстановка, сильно затруднившая провоз наркотиков, ихтранзит из района «Золотого треугольника» и транснациональныйнаркобизнес. Проведение в Китае целевых кампаний противодействиянезаконному обороту наркотиков на протяжении последних 20 лет поматериалам Госсовета КНР дало свои результаты, выразившиеся в раскрытиисерьезных наркопреступлений, ликвидации подпольных рынков сбыта,конфискации в тоннажных единицах героина, опиума, конопли,метамфетамина, разгроме крупных банд по торговле наркотиками и оружием.
Наряду с пресечением без всякого снисхожденияпреступной деятельности наркодельцов Китай осуществляет строгийконтроль над 118 наркотическими и 119 психотропными веществами 7,ограничив их производство, торговлю, использование, импорт и экспорт, стем чтобы эти вещества не проникли в нелегальные каналы. Органыконтроля в учреждениях здравоохранения и фармацевтики,аграрно-промышленно-торговые администрации, органы внешней торговли итаможен, железных дорог, коммуникаций, гражданской авиации иобщественной безопасности ежегодно проводят ревизию производства,торговли, перевозок, импорта и экспорта наркотических и психотропныхвеществ на предмет обнаружения утечки, своевременно расследуют случаинелегального производства, перевозок, снабжения и завышенногопотребления.
Большое внимание уделяется ликвидации посевовнаркотических растений, рассматривая запрет на их культивацию вкачестве важного содержания всей борьбы с наркотиками. Каждый годГосударственная комиссия планирует соответствующие меры в масштабе всейстраны. Местные власти на разных уровнях, наделенные ответственностью врегиональном масштабе, развертывают с участием активистов из населенияпропаганду и организуют проверку на предмет обнаружения посевовопийного мака. Аналогичные ревизии организуют правительства горных илесных районов.
Составной частью государственной политики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков стал строгий контроль над химикатами - сырьем для изготовления наркотиков.С 80-х гг. по мере распространения наркотиков и расширения производствасинтетических наркотических средств в мире усилились международнаяконтрабанда и торговля химикатами и эфедрином, служащим сырьем дляпроизводства наркотиков. Китай, выполняя обязательства, налагаемыемеждународными конвенциями по борьбе с наркотиками, осуществляетстрогий контроль над указанными веществами и совершенствуетзаконодательство в данной области. Установлен контроль над экспортомуксусного ангидрида, диэтилового эфира и хлороформа как потенциальногосырья для производства героина и других наркотиков.
В 1993 г. в Китае был введен порядок лицензийна экспорт 22 видов химикатов, а в 1996 г. были введены лицензии такжеи на их ввоз. В 1997 г. внешнеторговое ведомство Китая обнародоваловременное постановление «Об импортно-экспортном контроле надпотенциальным сырьем для изготовления наркотических средств», которое в1999 г. вступило в действие на правах официального документа. Вкитайских провинциях, расположенных вблизи от зарубежныхнаркопроизводящих регионов (Юньнань, Сычуань и др.), были разработаныместные законоположения, вводившие всесторонний контроль надпроизводством, транспортировкой, сбытом и использованием указанныххимикатов.
Также совершенствуется законодательство, касающееся контроля над эфедрином-алкалоидом, экстрагируемым из растения эфедра.
В пограничных районах и погранпереходах,расположенных в провинциях Юго-Западного, Северо-Восточного Китая,строго проводится «двусторонний досмотр», целью которого являетсязадержание как наркотиков, так и химикатов, являющихся потенциальнымнаркотическим сырьем. Заинтересованные ведомства Китая вместе сподразделением ООН по борьбе с наркотиками и ведомствами некоторыхстран создали международную систему импортно-экспортного досмотра напредмет обнаружения указанных веществ. Так, например, в 1999 г. более20 государств и районов, в том числе Китай, совместно с международнымиорганизациями предприняли «пурпурную операцию» с целью предотвращенияпроникновения марганцовокислого калия в незаконные каналы.
Лечение и спасение наркоманов определенов КНР важнейшим направлением антинаркотической политики. Применяетсякомплексный подход, подразумевающий, с одной стороны, принудительноелечение в наркологических диспансерах, а с другой - оказаниеобщественными структурами помощи желающим излечиться от вредногопристрастия.
В законах Китая четко предусмотренаобязательность лечения лиц, страдающих наркоманией. Поэтому во всехрайонах страны действуют режим регистрации наркоманов и сетьконтрольных пунктов, курирующих завышенное потребление возбуждающихпсихотропных медикаментов. Таким образом, администрация регулярнополучает статистические данные и сведения о категории наркозависимых.Госсоветом КНР в 1995 г. был обнародован «Порядок принудительноголечения наркоманов», заинтересованные ведомства страны выработали«Руководящий принцип лечения опиекурилыциков» и «Порядок контроля замедикаментами, предназначенными для лечения наркоманов». Все этинормативные документы регламентируют работу по лечению наркоманов в масштабе всей страны.В Китае созданы Центр по изучению возникновения зависимости организмаот медикаментов, Аналитический центр по измерению чрезмерных дозпотребления медикаментов, Центр по лечению медикаментомании илаборатория наркотических средств. Эти институты мобилизуютнаучно-исследовательские организации и специалистов на выполнение темпо изысканию методов и препаратов для лечения наркомании.
Тех, кто, пройдя курс принудительного лечения,по выходе из диспансера опять взялся за потребление наркотиков, какправило, отправляют в исправительно-трудовые учреждения,подведомственные правоисполнительным структурам, где, наряду с участиемв труде, наркоманов-рецидивистов лечат в принудительном порядке. Вотношении тех наркозависимых, которым в силу каких-то причинпротивопоказано пребывание в наркологических диспансерах, прибегают клечению в домашних условиях под опекой родных и под надзором местногоотделения милиции, причем устанавливается срок, в течение которогонаркопотребитель должен излечиться. Помимо этого, в некоторых районахмедицинские учреждения создали специальные курсы, на которыепринимаются лица, добровольно желающие излечиться от пристрастия кнаркотикам. В некоторых районах низовые единицы и общественныеорганизации, учитывая конкретные местные условия, берут шефство ипомогают наркозависимым отказаться от наркотиков.
Принудительное лечение в наркологическихдиспансерах и лечение в сочетании с воспитанием трудом висправительно-трудовых учреждениях представляют собой особыешколы-лечебницы для оказания помощи наркозависимым. Комплексный принциплечения включает четыре аспекта: избавление от пристрастия,восстановление здоровья, предотвращение рецидива, социальнаяреабилитация.
Последний аспект имеет важное значение с учетомтого, чтобы граждане, вылечившиеся от наркозависимости, смогли решитьконкретные бытовые вопросы, не испытывали дискриминации притрудоустройстве и поступлении в учебные заведения. На основе мер пооказанию помощи настоящим и бывшим наркоманам администрации рядапровинций развернули работу по созданию «кварталов без наркотиков».Таким образом, были мобилизованы силы всего общества, начиная с низовыхорганизаций. Их основной метод состоит в том, что в каждом жиломмикрорайоне (в городах - в пределах квартала, на селе в масштабеволости или поселка) под единым руководством вышестоящей организациисоздаются управленческий механизм, отвечающий за меры по запрету наркотиков, и система ответственности,субъектами которой становятся каждая организация и отдельный гражданин.Совместными усилиями на каждом участке добиваются ликвидациинаркотиков. На основе «кварталов без наркотиков» данная сферанепрерывно расширяется, так что в конце целый уезд, город и дажепровинция добиваются звания «без наркотиков». Город Баотоу (ВнутренняяМонголия) является образцом создания «кварталов без наркотиков» вКитае. В свое время в этом городе проблема наркотиков была оченьсерьезной. «Квартал без наркотиков» стал эффективной социальнойструктурой в деле долговременного развертывания борьбы с наркоманией.Полезный опыт Баотоу был развернут в общенациональном масштабе.
Повышение сознательности всего народа в борьбе с наркотикамисчитается решающим условием успеха. Китай рассматриваетвоспитательно-пропагандистскую работу с населением в качестве важнойполитической и стратегической задачи. В этой работе участвуютадминистрации всех уровней. Они разрабатывают годовые планыпропагандистско-воспитательных мероприятий, ставя целью профилактику ибойкот наркотиков. Органы пропаганды, культуры, радио и телевещания, атакже пресса в широком масштабе ведут пропаганду, используя доступные,популярные формы.
Населению оказывается консультативная помощь,открыты «горячие» телефонные линии связи. Например, в провинции Юньнаньиздаются периодические популярные журналы, знакомящие читателей сосновными сведениями, касающимися борьбы с наркотиками. Кроме того,открыты файлы по запрету наркотиков в Интернете.
Ежегодно 3 июня - в памятный день публичногоуничтожения опиума в местечке Хумэнь по приказу Линь Цзесюя в 1839 г. и26 июня - в Международный день борьбы с наркотиками местныеправительства различных районов Китая устраивают крупномасштабныепропагандистские мероприятия, которые становятся «пиковыми» событиямиантинаркотического воспитания. Кроме того, ввиду того, что инъекциинаркотиков нередко приводят к заражению вирусом СПИДа, в Международныйдень профилактики СПИДа (1 декабря) китайские органы здравоохраненияпроводят пропагандистские мероприятия под девизом «Отказ от наркотиковво имя предупреждения СПИД».
Особое внимание уделяетсянаркопрофилактическому воспитанию среди молодежи и подростков. В 1991г. был принят закон КНР «О защите несовершеннолетних», а в 1999 г. -закон КНР «О предупреждении преступности несовершеннолетних». В этихдвух законах предусмотрены меры защиты подростков от наркотиков. Всоответствии с концепцией, требующей проводить антинаркотическоевоспитание среди детей, начиная с юного возраста, правительства всехуровней рассматривают воспитательно-профилактическую работу в школахкак базисное звено борьбы с наркотиками. Согласно инструкцииГосударственного комитета по делам образования в начальных, средних ивысших учебных заведениях осуществляется целенаправленное проведениевоспитательных мероприятий, касающихся запрета наркотиков. В Китаевыпущена школьная серия книг по борьбе с наркотиками.
Для того чтобы поставитьвоспитательно-профилактическую работу на систематическую и регулярнуюоснову, государство уделяет особое внимание строительству постоянныхбаз антинаркотического воспитания. Начиная с 1998 г. в КНР издаетсяежегодник «Борьба с наркотиками».
Еще одним важным направлением антинаркотической политики стало развитие международного сотрудничества в борьбе с наркотиками.Присоединившись к Конвенциям ООН по наркотикам, Китай расцениваетмежгосударственное сотрудничество не только как фактор, стимулирующийборьбу с наркотиками в глобальном масштабе, но и как средствокардинального решения проблемы незаконного оборота наркотиков в самойстране. КНР занимает активную позицию в данной сфере. Так, в октябре1989 г. Китай организовал в Пекине семинар по проблемам борьбы снаркобизнесом в Азиатском регионе. В ноябре 1996 г. Китай устроил вШанхае международное собрание по стимуляторам с участием специалистов.В феврале 1990 г. и июне 1998 г. делегация китайского правительстваучаствовала в 17-1 и 20-й специальных сессиях Генеральной АссамблеиООН, посвященных борьбе с наркотиками. В данной сфере Китай стимулируетсотрудничество и в субрегионе.
Так, в 1991 г. в Пекине прошла конференция, вкоторой участвовали высокопоставленные официальные лица Китая,Таиланда, Мьянмы (Бирмы) и Управления ООН по борьбе с наркотиками.Участники обсудили вопросы многостороннего сотрудничества. В 1992 г. вРангуне (Мьянма) был подписан «Проект сотрудничества в области запретанаркотических средств между Китаем, Мьянмой и Управлением ООН по борьбес наркотиками». В 1993 г. Китай, Мьянма, Таиланд, Лаос и Управление ООНпо борьбе с наркотиками подписали «Меморандум о взаимопонимании в делезапрещения наркотических средств».
В 1995 г. Китай, Вьетнам, Лаос, Мьянма,Таиланд, Камбоджа и Управление ООН по борьбе с наркотиками совместносозвали в Пекине Первую субрегиональную конференцию по вопросамсотрудничества в области борьбы с наркотиками на уровне министров, накоторой были приняты «Пекинская декларация» и «Программа действий поборьбе с наркотиками в субрегионе». Продолжая субрегиональноесотрудничество, в 1999 г. китайское правительство послало делегации наконференции на уровне министров, состоявшиеся соответственно в Японии иЛаосе.
Китай непрерывно усиливает двустороннее имногостороннее сотрудничество с другими странами мира в борьбе снаркотиками. С 1985 г. стартовало сотрудничество в указанной сферемежду Китаем и США. В 1987 г. правительства двух стран подписали«Китайско-американский меморандум о сотрудничестве в запретенаркотических средств». В 1997 г. главы Китая и США подписали«Китайско-американское совместное коммюнике», в которомпредусматривается, в частности, сотрудничество в борьбе снаркобизнесом. Вслед за тем правительства двух стран обменялисьспециальными уполномоченными по связи.
Китай придает важное значение такжесотрудничеству в области борьбы с наркотиками с Россией и странами СНГ.В апреле 1996 г. Китай и Россия заключили «Соглашение о сотрудничествев области запрещения нелегальной транспортировки и потреблениянаркотических и психотропных средств». В 1998 г. главы Китая,Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Совместнуюдекларацию, в которой борьба с наркобизнесом и транснациональнымипреступлениями на почве наркоторговли фигурировала как важный аспектсотрудничества пяти стран. Шанхайская организация сотрудничества, вкоторую входят, кроме России и Китая, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистани Таджикистан, на встрече в Москве в мае 2003 г. подтвердила стремлениестран сосредоточить усилия в борьбе с наркотранзитом и терроризмом 8.Кроме того, Китай заключил двусторонние соглашения о сотрудничестве вборьбе с наркотиками с Мексикой, Индией, Пакистаном, Колумбией идругими странами мира.
На протяжении многих лет между Китаем, с однойстороны, и США, Канадой, Японией, Францией, Австралией, Таиландом,Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом, Камбоджей, с другой, имели место широкийобмен наркоинформацией, сотрудничество в области подготовки кадров ипретворении законов в жизнь. Начиная с 1996 г. Китай создал совместно сМьянмой, Лаосом, Вьетнамом, Россией и другими странами режим обменауполномоченными по связи в приграничных районах.
Полиции Китая, США, Канады, Японии, РеспубликиКорея и других стран эффективно провели совместные операции позадержанию контрабандистов и изъятию наркотиков, в которых имели местообмен информацией и правоисполнительное сотрудничество. Китайскоеправительство всемерно содействует соседним странам в развертыванииборьбы с наркотиками. С 1990 г. Китай взял на себя инициативу пооказанию помощи населению северных районов Мьянмы и Лаоса, прилегающихк «Золотому треугольнику», где выращивание опийного мака былотрадиционным промыслом, в развитии других отраслей, способных заменитьмакоразведение. Эта помощь включала передачу технологии,сельскохозяйственную поддержку и развитие туризма. Все это вопределенной степени способствовало общественно-экономическомупрогрессу данного района и снизило угрозу контрабанды наркотиков,причиняемую Китаю и мировому сообществу со стороны «Золотоготреугольника».
Китайские успехи антинаркотической политикипризнаны мировым сообществом. Правительство КНР и в новом XXI в.продолжает неуклонно развертывать вглубь борьбу с наркотиками, усиливаясотрудничество в построении «мира без наркотиков».
1 См.: Назаралиев Ж. Избавь и прости. Москва - С.-Петербург: Медицинская пресса. 2001. С. 422-423. [Вернуться]
2 См.: Крушинский А. Размышления о китайском опыте борьбы с наркоманией // Нарконет. 2002. № 7-8. С. 2. [Вернуться]
3 См.: Назаралиев Ж. Указ. соч. С. 424. [Вернуться]
4 См.: Крушинский А. Указ. соч. С. 4. [Вернуться]
5 См. Назаралиев Ж. Указ. соч. С. 425. [Вернуться]
6 См.: Назаралиев Ж. Указ. соч. С. 429-430. [Вернуться]
7 См.: Крушинский А. Указ. соч. С. 5. [Вернуться]
8 См.: Российская газета. 2003. 30 мая. С. 2. [Вернуться]
Сайт НЕТ НАРКОТКАМ