Приверженцы определенной субкультуры становятся более значимой группой, чем семья. На время они и становятся «семьей». Поэтому, попав в определенную субкультуру, подростку так сложно противостоять сложившимся в ней правилам и нормам. В одних молодежных движениях эти правила и нормы защищают подростка от употребления наркотиков и алкоголя, в других - толкают на этот шаг.
Мы рассмотрим несколько наиболее популярных в наше время молодежных субкультур. Важно уметь определять и понимать, к какой субкультуре принадлежит подросток. Это знание его принадлежности к той или иной группе поможет определить, насколько подросток подвержен риску наркотизации на данный момент
Два наиболее активно развивающихся молодежных движения в наше время - это эмо и готы.
Эмо
"Эмо" - сокращение от "Эмоциональный". Приверженцы субкультуры ЭМО имеют свою философию и мировоззренческие установки. Основными ценностями ЭМО признают «настоящие» чувства, сочувствие, сопереживание. В их идеалах верность, вечная любовь, вечная дружба, преданность. Представляют себя как чувствительных и ранимых людей, поэтому, чтобы «заглушить боль душевную, могут причинять себе боль телесную». Для них характерно утрировать, усиливать свои эмоциональные переживания, интенсивно переживать события. Эмо открыто выражают свои чувства. Страдания считают «архитектором души», ее совершенствованием.
ЭМО отличает особый внешний вид, как правило, это - одежда в черно-розовом цвете, узкие джинсы, рюкзаки с различными заклепками, перчатки без пальцев. Глаза подведены черным карандашом, черный или каштановый цвет волос, челка прикрывает один глаз.
По своей идеологии ЭМО выступают против наркомании, алкоголизма, беспорядочных половых связей, т. е. придерживаются здорового образа жизни. Подростки, принадлежащие к этой субкультуре, объясняют отказ от психоактивных веществ тем, что алкоголь и наркотики препятствуют истинным переживаниям и эмоциям, искажают восприятие мира.
Несмотря на подобную идеологию, на практике случаются отхождения от принятого «кодекса чести» ЭМО. Так, среди приверженцев ЭМО-культуры достаточно распространено употребление алкогольных напитков, а также курение марихуаны и гашиша. Встречаются случаи употребления галлюциногенов.
Готы
Субкультура готов во многом базируется на интеллектуализированом образе жизни, околосатанинской, панковской атрибутике и оккультизме. Своеобразным индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами отдельных видов классической музыки в качестве элемента субкультуры. Один из основных принципов готов гласит, что сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно. Но, вместо того, чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли. Свойственны элементы аутоагрессии в виде причинения себе физической боли. В данную субкультуру существует большой приток девочек, в силу того, что в ней отсутствуют антифеминные дискриминационные нормы поведения, типичные для западных аналогов движения.
Как правило, одежда готов черная. Готы демонстрируют астенический вид, причем астеническое телосложение может быть усилено за счет элементов одежды. Готы носят корсеты, облегающие нарукавники и юбки-макси (для девушек), чёрные повязки на запястьях. Распространена одежда под старину, кожаная одежда; клешеные рукава; высокие шнурованные ботинки, сапоги.
Характерной прической для обоих полов считаются длинные волосы, выкрашенные в чёрный цвет. Лицу придается «мертвенная» бледность с помощью пудры или грима, глаза подводятся более тёмной тушью.
Для готов характерно употребление алкоголя, марихуаны. Галлюциногены употребляются, прежде всего, для «наиболее полного» прослушивания и восприятия психоделической музыки.
Панки
По своей идеологии панки являются контркультурой. В качестве протеста используют нарочитое, активное отрицание общепринятых норм и ценностей. Имеют определенные музыкальные пристрастия, формы самовыражения. Панк-рок отличается громкостью, неритмичностью, диссонансами, скрежетом и визгом. Тексты изобилуют нецензурной бранью.
Панки пропагандируют саморазрушение как единственный способ существования. Панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью.
Некоторые панки предпочитают веселые прически в виде разноцветных, стоящих торчком волос, нередко бывают с выбритыми волосами или ирокезами. Аксессуары: цепи и булавки в одеждe, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Одеты в футболку (часто черного цвета), куртку (обычно «косуху»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко рваная и потертая, снабженная иногда провокационными прокламациями. Некоторые девушки-панки используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки).
Прием наркотических веществ обусловлен стремлением к саморазрушению, поэтому в этой субкультуре они широко рапространены. Это могут быть ингалянты (чаще - толуол), эфедрон и другие стимуляторы. Также широко распространено употребление алкоголя.
Движение ролевых игр
Действие ролевой игры происходит в искусственно созданном мире. Именно он определяет ход игры. Сюжет предлагается мастером. Вымышленный мир может быть полностью придуманным или основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе) или историческом событии.
Достижение цели не обязательно является основной задачей ролевой игры, а в некоторых - её вообще нет. Основной задачей выступает развитие персонажа, правильный, согласно сюжету, проигрыш или исследование мира участниками.
Приверженцы этого движения на какое-то время перевоплощаются в своего персонажа, меняют свою идентичность, полностью «окунаясь» в игровое пространство. Они должны как можно точнее передать социальную роль, психологические особенности своего героя, выстроить определенные отношения с другими участниками.
Ролевикам не свойственно употребление наркотиков, скорее - употребление легких спиртных напитков.
Политикоориентированные движения
Молодежное демократическое антифашистское движение «Наши»
Выступают в поддержку государственной политики и против явлений фашизма. Поддерживают идеи конкуренции, глобализации, лидерства. Организуют и проводят различные массовые акции силами своего движения. Реализуют социальные проекты. Заявленная цель движения: «содействие превращению России в глобального лидера в XXI веке», приход во власть нового поколения управленцев. Организация имеет жесткую структуру и иерархию.
На потребление любых психоактивных веществ установлено строгое табу, вплоть до применения штрафных санкций и исключения из рядов движения.
Скинхеды
Молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. Существуют несколько направлений данного движения с диаметрально противоположными идеологическими принципами.
Традиционные скинхеды придерживаются следующих принципов: работать (принадлежать к рабочему классу), поддерживать своих друзей и семью, помнить свои корни, быть антирасистом.
Наци-скинхеды, напротив, позиционируют себя, как борцы против «не-белых». Крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, жёсткие противники нелегальной иммиграции и смешанных браков. Считают себя защитниками интересов рабочего класса, мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места.
Внешность наци повторяет внешний вид традиционных скинхедов с добавлением милитаристского стиля: бритая наголо голова или очень короткая стрижка, тяжёлые чёрные высокие ботинки с белыми шнурками, светло-синие джинсы, белые футболки и чёрные рубашки, короткие чёрные и тёмно-зелёные куртки на «молнии» без воротника: «бомберы», обилие про-военной и националистической символики (как правило, в виде нашивок).
Движение скинхедов имеет агрессивный характер. Движению приписывают несколько громких погромов, нападений, убийств, имеющих националистские основания.
Для данного движения характерно употребление легких и крепких алкогольных напитков, реже - наркотических веществ (марихуана, гашиш и др.)
Молодежные движения являются мощным фактором, препятствующим или провоцирующим употребление психоактивных веществ. Понимая их сущность и идеологию, педагог может помочь подростку сделать правильный выбор, опираясь на его актуальные представления о жизни. Например, зная идеологию Эмо, можно дискутировать о чистоте эмоций и всецелом восприятии действительности; понимая готическую субкультуру - обсуждать оппозиционные настроения ребенка (все употребляют алкоголь, а значит, этому надо противостоять) и т. д.
Любую из субкультур можно обратить в своего «союзника» в деле противостояния употреблению психоактивных веществ, надо лишь умело пользоваться информацией и не избегать ее обсуждения.