Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Е.В. Янко
Кемеровский государственный университет
Обсуждается роль школьной дезадаптации в формировании алкогольного аддиктивного поведения у подростков, приводятся результаты исследования влияния школьной дезадаптации на частоту и количество потребляемого алкоголя, предлагается модель профилактики аддиктивного поведения у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, школьная дезадаптация, медико-психологическое сопровождение обучения, адаптивная школа.
читать дальше
Актуальность исследования определяется наркологической ситуацией в детской и подростковой среде. По данным Кемеровского областного наркологического диспансера число несовершеннолетних, состоящих на учете, за последние десять лет по разным нозологическим единицам выросло в 10 – 50 раз [11]. Клинико-эпидемиологические исследования, проведенные в образовательных учреждениях г. Кемерово показали, что 83% мальчиков и 73% девочек-подростков 12 – 16 лет с различной периодичностью употребляют алкоголь. Около 9 % подростков обоего пола эпизодически потребляют наркотические вещества. При этом никаких признаков стабилизации наркологической ситуации нет.
Аддиктивное поведение, являясь формой девиантного поведения, отлично от аддикции и аддиктивного состояния, которые определяются в первую очередь наличием индивидуальной психической зависимости от предмета аддикции. В патогенезе наркологического заболевания аддиктивное поведение занимает место между эпизодическим употреблением психоактивных веществ и первой стадией алкоголизма, наркомании, токсикомании. Для нашего исследования, в силу широкого распространения и тяжелых медико-социальных последствий, наибольший интерес представляет алкогольное аддиктивное поведение у подростков.
Формирование аддиктивного поведения зависит от культуральных, социальных, психологических и индивидуально-биологических факторов, которые представляют сложную, многоуровневую систему [7, 8, 12, 13]. Учитывая разнообразие индивидуального развития личности, можно предполагать, что нет единой "первопричины", единого механизма формирования аддиктивного поведения. Неблагоприятные факторы при определенных условиях могут приводить к образованию специфических механизмов формирования аддиктивного поведения, но один из факторов будет выступать ведущим, интегративным.
Аддиктивное поведение является результатом аномального развития личности [2]. Развитие личности находит свое выражение в ряде процессов, среди которых основным, базовым, является процесс адаптации [15]. Процесс адаптации реализуется на разных уровнях: психофизиологическом, психическом, социально-психологическом. Данные уровни составляют функциональную систему адаптации, которая соответствует уровням организации человека, представляющего собой биосоциальное существо.
Психическая дезадаптация возникает в том случае, когда личность не может уйти от психотравмирующей ситуации или изменить ее. В таком случае возможно чрезмерное усиление механизмов интрапсихической адаптации, что приводит к снижению продуктивности деятельности, неконструктивной стратегии приспособления, росту напряжения, тревоги [1].
Важнейшую роль в развитии личности играет включение ребенка в ситуацию школьного обучения. При нарушении процесса адаптации и формировании школьной дезадаптации развитие ребенка будет осложнено, что может привести к аномальному развитию личности [6].
Школьная дезадаптация определяется как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения [5]. Исходя из этого определения, мы выделяем два структурно-содержательных компонента школьной дезадаптации: психический и социально-психологический.
При изучении факторов школьной дезадаптации мы констатировали, что они практически идентичны факторам формирования аддиктивного поведения. В контексте представлений об аномальном развитии личности и адаптационной концепции можно предположить, что школьная дезадаптация является интегральным фактором формирования аддиктивного поведения.
Таким образом, механизм формирования аддиктивного поведения может быть следующим. В силу социальных, психологических и индивидуально-биологических факторов у учащегося возникают трудности в школьной адаптации. Важнейшие потребности ребенка, тесно связанные с его учебной деятельностью, начинают ущемляться, фрустрироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт и другие признаки психической дезадаптации. Таким образом, дети оказываются психологически оторванными от школьного коллектива и от внешкольных организаций, что можно охарактеризовать как социально-психологическую дезадаптацию.
Дети с проблемами адаптации к начальной школе оказываются неподготовленными к условиям обучения в старших классах, и состояние дезадаптации нарастает. Ребенок подходит к подростковому возрасту с целым рядом жизненных неудач и соответствующим психическим и личностным статусом. Именно для этих детей в подростковом возрасте характерны разнообразные поведенческие эксцессы, что сформировало у ряда специалистов точку зрения на подростковый возраст как изначально "патогенный", предрасполагающий к девиации. Кризис подросткового возраста предполагает переход к новому ведущему виду деятельности, формированию новых потребностей, мотивов. Но диспозиция дезадаптивного ребенка к этому возрасту такова, что характерные для данного возраста потребности и мотивы уже не могут быть реализованы просоциальным путем. И подросток реализует потребности в самоуважении, тепле, сочувствии в референтной группе таких же дезадаптивных детей. А как способ времяпрепровождения для таких групп характерно употребление алкоголя, что и проявляется в аддиктивном поведении.
Проведенное нами исследование было направлено на решение следующих задач: изучение влияния школьной дезадаптации на формирование аддиктивного поведения у подростков, охарактеризование модели психопрофилактики аддиктивного поведения у подростков, основанной на предупреждении школьной дезадаптации, исследование влияния организации образовательного процесса в "адаптивной школе" на формирование аддиктивного поведения.
Исследование проводилось в трех общеобразовательных школах г. Кемерово. Было охвачено 328 учащихся 6 – 8 классов в возрасте от 12 до 15 лет (средний возраст 13,5 лет) обоего пола. В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: подростковая форма СМИЛ теста MMPI, адаптированная Л.Н. Собчик, шкала социально-психологической адаптивности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированная Т.В. Снегиревой, анкета для изучения особенностей потребления подростками психоактивных веществ и факторов аддиктивного поведения.
Согласно Л.Н. Собчик, психическая дезадаптация определяется, если по одной из основных шкал СМИЛ отмечается превышение 70 Т-баллов. Кроме того, шкала, на которой отмечено превышение 70 Т-баллов, указывает на доминирующий механизм возникновения психической дезадаптации [15]. Показатели по шкалам СМИЛ легли в основу выделения групп подростков с признаками психической адаптации и дезадаптации.
В ходе исследования из 328 учащихся выявлено 133 (40,5%) подростка, у которых обнаружено превышение 70 Т-баллов хотя бы по одной шкале. Таким образом, нами выделены две группы подростков: "адаптивные" (группа 1) и "дезадаптивные" (группа 2).
Оценивая клинические шкалы MMPI, можно отметить у подростков второй группы более выраженную тревогу и склонность к вытеснению факторов ее вызвавших. У подростков второй группы отмечается также большая склонность к соматизации тревоги, то есть у них снижена (по сравнению с первой группой) способность контролировать свои эмоции.
Наибольшие различия психологических профилей групп отмечаются по четвертой, шестой и восьмой шкалам MMPI. Подростки второй группы отличаются большей склонностью к реализации эмоциональной напряженности в непосредственном поведении, угасание неотреагированных эмоций у таких подростков происходит значительно более медленно, чем у подростков первой группы. Кроме того, для подростков второй группы более характерны проблемы в общении и социальной коммуникации в целом, что подтверждается и более высокими значениями по нулевой шкале.
Значимо более высокие показатели у подростков второй группы по седьмой и девятой шкалам говорят о более низкой, чем у подростков первой группы, стрессоустойчивости, тенденции к ограничительному поведению, при этом подростки второй группы отличаются более выраженной склонностью к импунитивным реакциям, то есть к отрицанию затруднений, тревоги, своей и чужой вины.
Данные группы подростков различаются также на уровне социально-психологической адаптации, уровень которой определялся по соответствующей шкале СПА.
У подростков с психической дезадаптацией отмечается снижение усредненного коэффициента адаптивности и повышение коэффициента дезадаптивности, что говорит и о социально-психологической дезадаптации, при этом у адаптивных на психическом уровне подростков усредненный коэффициент социально-психологической адаптивности также в рамках нормы. Составляющими социально-психологической дезадаптации подростков второй группы являются неприятие себя и других, ощущение эмоционального дискомфорта, более выраженного, чем у адаптивных подростков, ожидания внешнего контроля поведения. Наиболее значимые различия исследуемых групп подростков отмечаются по шкале эмоционального комфорта-дискомфорта. В группе дезадаптивных у большего процента подростков отмечаются частые состояния вялости, грусти, раздражительности, тревоги, скуки, гнева, вспыльчивости.
Дезадаптивные подростки более склонны к неприятию других, конфликтному поведению. Подобные аберрации поведения нами расцениваются как характерологические и патохарактерологические реакции активного или пассивного протеста.
Неприятие себя дезадаптивными подростками говорит о заниженном чувстве собственной ценности (негативная "я-концепция"


Дезадаптивные подростки также характеризуются ожиданием внешнего контроля. Подобное ожидание говорит о пассивной позиции подростка, несформированности навыков самоконтроля, ситуационной обусловленности поведения.
У исследуемых групп подростков имеются отличия в отношении учебной деятельности. Дезадаптивные подростки чаще указывают на то, что учиться трудно, много непонятного, при этом адаптивные дети почти в два раза чаще отмечают как трудность недостаток свободного времени из-за загруженности занятиями. Это может говорить о низкой мотивации к учебной деятельности у дезадаптивных подростков, которой они посвящают меньше времени, несмотря на трудности в усвоении учебного материала. В группе дезадаптивных в четыре раза больше подростков, оценивающих свою успеваемость по сравнению с другими как "немного хуже" и "значительно хуже", в то время как оценивающих свою успеваемость как "лучше" и "намного лучше" в этой группе подростков значительно меньше.
Таким образом, подростки первой и второй групп различаются на психическом и социально-психологическом уровнях, что сказывается и на склонности подростков к употреблению алкоголя.
В первой группе (адаптивных) 71,4% подростков заявили себя трезвенниками, во второй группе (дезадаптивных) таких подростков только 28,6%.
При сравнении частоты употребления алкоголя (пиво, сухие вина, водка, алкоголь домашнего приготовления и др.) выявлено, что наиболее информативен анализ частоты употребления пива и крепких алкоголесодержащих веществ. Можно констатировать, что подростки склонны выбирать именно те алкоголесодержащие вещества, традиции употребления которых распространены среди взрослых. Во второй группе (дезадаптивных) почти в два раза меньше подростков, не употребляющих пиво. При этом подростков, потребляющих пиво ежемесячно и еженедельно, в этой же группе значительно больше (потребляющих еженедельно – более чем в два раза). В отношении частоты употребления водки сохраняется та же закономерность. При этом большинство подростков обеих групп отметили употребление сразу нескольких видов алкоголя. Но если адаптивные подростки выбирают чаще пиво и шампанское, сухие вина, то дезадаптивные подростки указывают в качестве предпочитаемых напитков пиво и крепкие алкоголесодержащие вещества.
Различия по количеству употребляемого алкоголя в обеих группах не столь значительны как по частоте, но отмеченная нами тенденция сохраняется.
Для математического анализа полученных результатов нами в обеих группах выделены подростки, имеющие признаки аддиктивного поведения. Основываясь на представлении об аддиктивном поведении как нарушении поведения, связанного с систематическим потреблением алкоголесодержащих веществ, мы использовали критерий систематического употребления алкоголя, предложенный Ю.П. Лисициным и Н.Я Копытом [9]. Систематическое потребление алкоголя авторами определяется как употребление алкоголя один раз в месяц и чаще, при количестве крепких алкогольных напитков 200 мл и больше. Данный критерий был разработан в отношении взрослых людей. Так как речь идет о подростках, мы включили в критерий потребление слабо и средне алкогольных веществ в той же частоте, но начиная с количества 500 мл.
Нами выявлен 21 (10,9%) подросток с аддиктивным поведением в первой группе и 33 (24,8%) во второй группе. Используя X2 – критерий Пирсона, мы рассчитали достоверность различий в распределении подростков с аддиктивным поведением в исследуемых группах. Различия в группах по количеству подростков с аддиктивным поведением и без такового статистически достоверны (таб. 1).
Таблица 1
Количество подростков с аддиктивным поведением
в исследуемых группах
Группа |
"Нормативное" поведение |
Аддиктивное поведение |
Адаптивные |
171 |
21 |
Дезадаптивные |
100 |
33 |
X2 =10,92; p |
При проведении дисперсионного анализа выявлено сильное влияние уровня адаптации на частоту потребления пива (pТаблица 2
Распределение подростков с аддиктивным поведением
в контрольной и экспериментальной группах
Группа |
"Нормативное" поведение |
Аддиктивное поведение |
Контрольная | 223 |
105 |
Экспериментальная |
147 |
44 |
X2 =4,75; p=0,029 |
Таким образом, школьная дезадаптация является существенным фактором формирования аддиктивного поведения. Снижение риска развития школьной дезадаптации достоверно снижает риск формирования аддиктивного поведения и, соответственно, предупреждение школьной дезадаптации является эффективным методом профилактики аддиктивного поведения среди подростков.
Выводы:
1. Среди учащихся с признаками школьной дезадаптации достоверно больше подростков с аддиктивным поведением. При этом уровень школьной адаптации оказывает значимое влияние на частоту потребления алкоголя.
2. Частота потребления алкоголя повышается при сочетании психического и социально-психологического компонентов школьной дезадаптации, которая представляет собой, таким образом, суммарный фактор формирования аддиктивного поведения.
3. Наиболее склонны к употреблению алкоголя подростки с двумя типами психической дезадаптации: реализацией психоэмоционального напряжения в непосредственном поведении и аффективной ригидностью. У них же наиболее низкие показатели социально-психологической адаптации к школьному коллективу. Подростки с данными типами дезадаптации составляют группу риска по развитию аддиктивного поведения.
4. Наиболее значимое влияние школьная дезадаптация оказывает на частоту потребления пива и крепких алкоголесодержащих веществ (водки, коньяка). Частоту употребления данных групп алкоголесодержащих веществ можно рассматривать как маркер аддиктивного поведения.
5. Снижение числа подростков с признаками школьной дезадаптации в образовательном учреждении приводит к достоверному снижению количества подростков с аддиктивным поведением. Таким образом, предупреждение школьной дезадаптации является действенным методом профилактики аддиктивного поведения.
6. Частота признаков школьной дезадаптации среди подростков, обучающихся по модели "адаптивная школа", достоверно ниже, чем среди обучающихся в типовых школах. Соответственно, организация педагогического процесса и технология медико-психологического сопровождения обучения детей и подростков по модели "адаптивная школа" являются действенным методом профилактики аддиктивного поведения.
Список литературы
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270с.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301с.
3. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психологическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. Томск: Издательство Том. ун-та, 1999. 128с.
4. Заруба Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой: Монография /Под общей ред. Н.Э. Касаткиной. Кемерово: ОблИУУ, 2001. 291с.
5. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие/Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной М.: Изд-во Консорциум "Социальное здоровье России", 1993. 127с.
6. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. 232с.
7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Изд-во "Олсиб", 2001. 251с.
8. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 167с.
9. Лисицин Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. М.: Медицина, 1983. 263с.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256с.
11. Показатели работы областного наркологического диспансера за 1988-99 гг. Кемерово, 1999. 31с.
12. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. М.: Медицина, 1983. 286с.
13. Семке В.Я., Эрденэбаяр Л., Бохан Н.А., Семке А.В. Транскультуральная наркология и психотерапия / Под ред. В.Я. Семке. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 162с.
14. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Изд-во "Речь", 2000. 219с.
15. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 84с.

@темы: Наркология on-line